Рекомендации родителям первоклассников по выполнению ДЗ

Редкий родитель не сталкивается с проблемой приготовления уроков дома. Особенно это волнует, когда твой ребенок только пошел в школу. Ведь инстинктивно мы чувствуем: если что-то упустим сейчас, мучиться придется все оставшиеся школьные годы.

Домашние задания и время их выполнения

Оптимальная продолжительность подготовки домашних заданий с учетом психофизиологии возраста, составляет в 1 классе — до 1 часа (3/4 часа).

Как организовать домашние занятия?

Обеспечить условия работы: привычное рабочее место, привычный распорядок дня, привычные места для необходимых принадлежностей. В этом случае у ребёнка быстро выработается необходимая установка. Когда он садится за привычный стол, быстро возникает рабочий настрой, желание приступить к работе.

Выработайте у школьника привычку еще до начала работы уточнить все задания и приготовить все необходимое. Постепенно он научится планировать свои действия и решать, в каком порядке делать уроки. Но поначалу вам придется позаботиться об этом. Например, младшие школьники нередко старательно выполняют письменные задания, а после этого учат правило, на которое и задано это упражнение.

Чтобы подсказать, с каких заданий лучше начинать — легких или трудных, надо понаблюдать, как ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется. Если он начинает работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, посоветуйте ему начинать с более трудных заданий. Если раскачивается медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков. Взрослый человек умеет контролировать себя и в процессе работы, и по окончании ее. У младшего школьника такого навыка, естественно, нет.

Проверять себя он будет поначалу с вашей помощью. Когда ребенок может полностью перейти на самоконтроль, зависит от его индивидуальных особенностей. Хорошо, чтобы такое умение выработалось к моменту его перехода в среднюю школу. Ученик средних и старших классов должен уже владеть способами самопроверки с помощью логических и образных схем.

Советы при выполнении домашнего задания

  • Старайтесь эмоционально поддерживать своего ребёнка. Не говорите ему: «Другие дети могут, а ты — неспособный». Скажите ему, что у него получается неплохо, хотя есть и отдельные недостатки. Но ведь он для того и учится, чтобы получилось с каждым разом ещё лучше. Обязательно отмечайте его успехи. Покажите ребёнку, что Вы «с ним вместе».

  • Не старайтесь выполнить за ребёнка его задание: ему нужно постепенно научиться работать самому. Предложите ребёнку, чтобы он самостоятельно оценил результаты своей работы. Это очень важное умение — научиться оценивать свою работу. Если ребёнок сделал ошибки, пусть попробует найти их самостоятельно. Если он испытывает затруднения, помогите ему (по принципу «горячо — холодно»). Если Вы видите, что Ваш ребёнок увлечен работой — отойдите от него на время. Но в конце обязательно совместно с ним оцените его труд.

  • При письме важно, чтобы ребёнок проговаривал слова (звуки). Пусть он «бубнит»- это полезный навык на начальном этапе обучения письму и дополнительная гарантия, что он не напишет букве лишнюю «палочку».

  • Если у ребёнка что-то не получается, помогите ему на промежуточных стадиях. Только не стоит делать за него домашнее задание целиком. Плавно подведите к верному решению, но окончательный ответ он должен дать сам. В заключение обязательно похвалите ребёнка: «Вот видишь, какой ты молодец! Я тебе только немного помогла, и ты сам решил этот сложный пример». Тогда у ребёнка появится позитивная установка «Я могу».

  • Почаще хвалите маленького ученика за любую победу и не акцентируйте внимание на неудачах. Если ребёнку легко дается счёт и не получается правописание, то рассказывайте ему, как он здорово считает, а если он будет стараться, то обязательно научиться так же хорошо писать. В Ваших силах внушить ребёнку волю к победе. Не обзывайте его смешными и обидными прозвищами, если он что-то плохо делает, чтобы избежать Вашей насмешки ребёнок вообще перестанет писать или смирится со своим прозвищем и не захочет научиться красиво писать, или не будет стремиться хорошо выполнять задания.

  • Позволяйте своему ребёнку играть в игрушки. Старайтесь чаще играть с ним совместно, некоторые дети даже в первом классе все еще недостаточно фантазируют, недостаточно умеют играть сами. Стимулируйте ребёнка к занятиям через совместную с Вами игру, например игру «В школу».

  • Помните, что в течение года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель, конец 2 четверти, первая неделя после зимних каникул, средина 3 четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.

Домашние задания и… хорошее настроение

У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если вы:

  • с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых; никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включить телевизор;

  • в своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду;

  • вернувшись, домой с работы или, наоборот, встречая ребенка из школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках; найдете другую форму приветствия;

  • не будете стоять у ребенка «над душой», пока он не начнет делать уроки или в процессе работы;

  • никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;

  • постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями; сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому;

  • проверяя сделанное, не будете злорадствовать по поводу ошибок («Я так и знал, что ты их насажаешь!»);

  • в случае если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия; отметите любые, даже незначительные успехи («Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера», «Ты сегодня так старался!»).